Как ездить с перегрузом
С наступлением лета и началом строительного сезона у владельцев самосвалов и другой строительной техники возникает вопрос - как продлить жизнь шине. Зачастую шины выходят из строя не отъездив и 10 тысяч км., а виной всему перегруз. Давайте разберемся как действовать в данной ситуации.
Стандартные параметры грузовой шины 315/80 R22,5 для самосвала 156/152L - что это значит?
156 - индекс нагрузки = 4 000кг для одинарной ошиновки, т.е для рулевой оси самосвала
152 - индекс скорости = 3 550кг для спарки, т.е для сдвоенных ведущих колес
L - индекс скорости = 120 км/ч
К примеру - у 4-х осного Китайского самосвала 12 шин - получается максимальная нагрузка на все колеса - 44 400 кг. Вес самого самосвала 20 тонн - получается что максимально можно нагружать не боясь перегруза - 24-25 тонн. Но и это не все - при подьеме в крутую горку, которых в Нижегородской области масса, на заднюю ось возрастает нагрузка на 30%, а при торможении и спуске, увеличивается нагрузка на передние оси, получается что оптимальной массой будет 18-20 тонн. Но каждый владелец такой техники скажет что это не реально - не для того брали такой такой самосвал!. Из разговоров водителей узнаем, что грузят обычно 35-40 тонн (иногда бывает 45 тонн и выше). Так что делать в таком случае, ведь нагрузка на каждую шину у нас получается 5,5-5,7 тонн?
Существует таблица зависимости давления от скорости движения:
что мы видим из этой таблицы:
Если у нас перегруз 25% то мы можем безбоязненно для шины увеличить давление на 13% и уменьшить скорость до 30км/ч. Получается все равно малореализуемая картина - никто не будет ехать 30 км/ч, да и необходимое давление в 11-12 Атм не накачают на шиномонтаже, но что мы можем из этой таблицы вынести важного!!!! Во первых - самое главное, это увеличить давление. Если номинал у нас 9 Атм, то перегружая машину мы должны увеличить давление хотя бы до 9,5 - 10,5 Атм. Во вторых нужно уменьшить скорость - 60-70км/ч намного облегчат нелегкую жизнь колес!!! Для шины не так страшно сильное превышение давления, как опасно проминание шины внизу от перегруза и/или низкого давления.
Часто слышу от водителей: "если мы накачаем 10 Атмосфер, то нагревшись в ней будет 13" Итак - во всех документах по эксплуатации написано, что давление нужно замерять на ХОЛОДНЫХ ШИНАХ - вас не должно волновать, какое давление будет при нагреве!!!. Все расчеты показывают что шина способна выдержать без вредя для себя 3-х кратное превышение, т.е даже 30 Атм не разрушит исправную шину!!!! запомните правило - ВЗРЫВАЮТСЯ ТОЛЬКО НЕДОКАЧЕННЫЕ ШИНЫ, А НЕ ПЕРЕКАЧЕННЫЕ (конечно при условии что у шины нет механический повреждений корда и резинового слоя).
Другой вопрос - где накачать 10 и более атмосфер? Дело в том, что компрессоры на шиномонтажах выдают в основном 8,5-9 Атм. и где накачать правильно шины - большая проблема. Отчасти помогает пневмосистема самого грузовика, обычно с магистрали самосвала можно взять 10 атмосфер.
Чем сильнее проминается шина, тем больше она будет нагреваться при движении. Простой пример - берем толстую проволоку и начинаем ее быстро сгибать в руках - проволока быстро начинает нагреватся в месте изгиба. Чем больше амплитуда изгиба - тем быстрее и сильнее проволка нагреется. Современные шины с маталлокордом, содержат в себе такой проволоки более 50% своего веса. Во время движения, корд шины работает так же на изгиб! Чем выше скорость и/или проминание шины от низкого давления и/или перегруза - тем сильнее нагрев. Еще важный момент - чем толще проволока - тем быстрее и сильнее нагрев. Усиленные шины для самсовалов обычно имеют более толстые нити каркаса, следовательно они еще более подвержены перегреву при понижении давления. Зимой холодный воздух хоть как от остужает шину, а в жару шина конечно очень сильно перегревается. Нити корда на столько разогреты, что начинают "выплавлятся" из резины, слои резины начинают расслаиваться и в какой то критический момент шина взрывается, потоком воздуха ошметки резины и протектор отлетает, оставляя голые нити корда. Если из взорванной шины торчит голая проволока и/или расслаиваются слои резины - это однозначно ПЕРЕГРЕВ от перегруза и/или недостаточного давления.
Сейчас очень популярный запрос у САМОСВАЛЬЩИКОВ - у вас есть усиленные шины с индексом нагрузки 164 (5000кг) - НАМ НУЖНЫ ТАКИЕ!!! Но когда поступает такой запрос - водители даже не представляют, что они просят, ведь никто не читает надписи на боку. А там написано - при нагрузке 5000 кг - минимальное давление 10 Атмосфер и скорее всего максиамльная скорость будет ограничена 80-90 км/ч. - и это при нагрузке 5 тонн, а наш расчет показал, что нагрузка на груженом самосвале 5,5-5,7 тонн. Значит давление в шине должно быть более 10 атмосфер, иначе шина будет считаться НЕДОКАЧЕННОЙ. Надо понимать что более толстая нить каркаса нагревается сильнее. Опять же из жизненного опыта в этом можно убедится - сгибая толстую и тонкую проволоку в руках. Толстая проволока нагреется сильнее и скорее всего сломается в руках тоже быстрее. Следовательно прежде чем покупать такие шины вы четко должны понимать где вы сможете накачать 10+ атмосфер!!!
- Усиленная шина 164 (5000кг) - минимальное давление 10 Атм.
- Стандартная шина 157 (4125кг) при условии односкатной ошиновки - 9 Атм.
Итак - первое правило: ЕСЛИ ПЕРЕГРУЗ НЕИЗБЕЖЕН - УВЕЛИЧИВАЕМ ДАВЛЕНИЕ И СНИЖАЕМ СКОРОСТЬ!!!! Держим в голове формулу МИНИМУМ 10 АТМОСФЕР - МАКСИМУМ 70 КМ/Ч
Второй важный момент - перегрев дисков. В нашем регионе сплошные спуски и подъемы и торможение на перегруженном авто приводит к сильнейшему перегреву дисков и как следствие разрушению шины в районе бортового кольца - разрушение чефера шины (см.фото) . От сильного перегруза бортовое кольцо сильно деформируется само по себе, а мы еще добавляем ему раскаленный диск.
разрушение чефера от перегрева диска
Обратите внимание на первое фото, какой толстый слой грязи на диске. Он работает как шуба, которая не дает диску остывать. Значит берем железную щетку и счищаем этот слой. От перегрева диска разрушается не только шина, но и сам диск!!!
Итак - правило второе: СНИЖАЕМ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ И БОЛЬШЕ ТОРМОЗИМ ДВИГАТЕЛЕМ НА СПУСКАХ, СЛЕДИМ ЗА ИСПРАВНОСТЬЮ ТОРМОЗОВ, ЧИСТИМ ДИСКИ ОТ ГРЯЗИ!!!!
Немного автомобильного юмора:
- Грузовые шины 24 часа без выходных
- Помощь на дорогах для дальнобойщиков
- Любые шины под заказ от одного дня
- Бесплатная доставка по городу
- Отправка транспортной компанией в регионы
1 января в рейс ехать и как назло снегопады. Думаю что дороги точно после праздника никто чистить не будет, а шины у меня на последнем дыхании. Спасибо Максиму - привез мне 4 ведущих на ночной монтаж Бриджстоун прям ночью 30 декабря. Монтажники аж рты разинули от удивления)